БЕРДНИКОВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА

БЕРДНИКОВА ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА

Соснина Елена Витальевна, жительница г. Заречный, вспоминает :

Бабушка Бердникова Елизавета Андреевна, родилась 17.08.1900 г. В Камышловском уезде. Во время войны работала бухгалтером на Камышловском железнодорожном узле. По законам военного времени опоздания на работу были недопустимы. Елизавета Андреевна была ответственным работником, но один раз она проспала на работу. По законам военного времени её за это могли расстрелять. Но её начальник (к сожалению фамилию его мы не запомнили) прибежал к ней, дал ей какие-то документы с работы и сказал, что, когда она придет на работу, то должна сказать, что с этими документами ходила в другое учреждение. Это было важно для того, чтоб избежать расстрела, а начальник пожалел её и помог.

Елизавета Андреевна имела значок «Ворошиловский стрелок». Награды: «Труженик тыла». Работа в глубоком быту была очень тяжелой, кроме текущей работы еще на два-три часа приходилось оставаться на дополнительную работу, что называлось «помощь фронту»: разгружали вагоны, принимали раненых, в основном был ручной труд. Придя домой нужно набрать воды из колодца, растопить печь и приготовить нехитрый ужин. Еду также готовили на «керосинке» (нагревательный прибор на фитилях) или на «керогазе»(нагревательный прибор, работающий на керосине, для приготовления пищи, имеет фитиль). Продукты были, в основном, со своего огорода. У дома был огород, где сажали картошку и овощи. И был еще один огород на островке на реке Пышма, родные знали какую-то мель, чтоб пройти на остров с огородом. Бытовой техники тогда не было. Стирали на специальной стиральной доске. Мыло, спички и соль были в дефиците. Перед войной муж Степанов А.М. каким-то образом достал мешок поваренной соли. Елизавета Андреевна удивилась: «Зачем?». Ответ последовал: «Надо». И эта соль их во время войны очень выручила. Давали в день 800 грамм хлеба на четверых человек. Хлеб был черный. Белый можно было достать, но только в коммерческой торговле и очень дорого. Отоваривать хлебные карточки ходил старший сын Сергей, 1937 г.р. Однажды он потерял хлебные карточки. Елизавета Андреевна за это его сильно побила. А через день данные хлебные карточки нашлись, они оказались в подкладке штанов. Елизавету Андреевну всю жизнь мучила совесть в связи с тем, что она побила маленького сына за утерянные карточки, которые позже нашлись.

Город Камышлов был поделен на кварталы. Кроме основной и дополнительной работы по ночам еще вязали носки и шили кисеты для фронта. И ходила «квартальная», которая собирала носки и кисеты. Кисет можно было шить из любой прочной ткани. Дома была ручная швейная машинка «Зингер». А вот шерсть для носков надо было где-то купить и спрясть. Электрическое освещение было ограничено и ночами приходилось зажигать керосиновую лампу либо лучину.

Степанова Дарья Прокопьевна родилась в 1860 году в Камышловском уезде - прабабушка. Умерла в 1944 году. Бердникова Елизавета Андреевна с родственницей Юлией Михайловной Степановой положили её на телегу, отвезли на Камышловское кладбище, похороны были самые простые, просто закопали и поставили ветку на могилу, чтоб не забыть место. После возвращения с войны её сына Антона Михайловича был установлен могильный памятник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий